Приветствуем Вас на сайте о том, от чего не завит счастье, а зависит от его количества Cайт raha.ru основан в 2003 году и поначалу пропагандировал хоккей. В 2006 году он изменил тематику, заговорив о деньгах ( рублях, долларах, евро, юанях ...), нумизматике и финансах. Вашему вниманию представлены КАТАЛОГ и КАТАЛОГ ЕВРО.  Добро пожаловать!

Тотем, Талисман сайта - Черепаха

                                            
Новость на Newsland: Коллекторской вольнице приходит конец

Новый закон может ввести санкции для банков, нарушающих права заемщиков при взыскании долгов.

Бурный рост потребительского рынка товаров и услуг золотым дождём обрушился на банки, занимающиеся кредитованием населения. А заодно спровоцировал и появление многочисленных агентств, специализирующихся на "выбивании" долгов у заемщиков. До хрестоматийных утюгов и паяльников дело, конечно, не доходит, но зачастую сотрудники таких компаний действуют на грани закона, а то и выходят за его рамки. Но, похоже, что коллекторской вольнице скоро придёт конец. По некоторым данным, Минэкономразвития готовит поправки ко второму чтению законопроекта "О потребительском кредитовании", значительно ужесточающие регулирование данного сегмента деятельности.

По данным Национального бюро кредитных историй, суммарный объем действующих потребительских кредитов за I квартал 2013 года увеличился на 9,2 %, составив 7,996 трлн. рублей. Наиболее быстрыми темпами развивалось кредитование с использованием кредитных карт – объем действующих займов достиг 980,538 млрд. рублей, что на 11,2 % выше, чем по состоянию на 1 января этого года. Тот же показатель в сегменте кредитования на покупку потребительских товаров вырос на 9,4 % и составил 3,878 трлн. рублей. Сумма действующих ипотечных кредитов достигла 1,957 трлн. рублей, что на 9,2 % превышает соответствующий показатель за IV квартал 2012 года. Объем действующих автокредитов составил 1,181 трлн. рублей – на 6,6 % больше, чем на начало 2013 года.

При этом отмечается, что 4,5 млн. кредитов или 10 % от общего числа действующих займов в стране обслуживаются с просрочкой. Причём, за I квартал этого года количество таких займов возросло на 13 %. Соблазн купить в кредит телевизор, турпутёвку, машину и т.д. зачастую перевешивает здравый смысл и собственные финансовые возможности граждан. И погнавшийся за красивой жизнью обыватель оказывается в паутине долгов. Вот тут-то на первый план и выходят коллекторские агентства, которые либо за определённый процент (он колеблется от 10 % до 50 % суммы долга) берутся "уговорить" должника вернуть заемные средства, либо перекупают этот долг у кредитора.

Историю своего существования в России коллекторские агентства ведут с

начала 2000-х. Первоначально это были преимущественно дочерние фирмы банков. Однако с развитием рынка банковских услуг на смену им стали приходить профессиональные агентства, в том числе и зарубежные. Привлекательным рынок коллекторских услуг выглядит не только в силу роста популярности кредитов у населения, но и по причине отсутствия законодательного обеспечения деятельности такого рода компаний. Для выбивателей долгов открываются самые широкие и не всегда корректные возможности для работы с клиентами.

В большинстве стран деятельность коллекторских агентств осуществляется на основе нормативно-правовых актов. В частности, в США действует отдельный нормативный акт "О добросовестной практике взыскания", который лимитирует число контактов с должником; не разрешает ставить соседей и знакомых в известность о том, что человек – несостоятельный должник; запрещает сборщикам разговаривать с должником в непочтительном тоне, посылать ему уведомления, внешне напоминающие документы, рассылаемые государственными инстанциями; угрожать судебным преследованием, если на самом деле это не входит в их планы; беспокоить должников с 9 вечера до 8 утра, а также в выходные и праздничные дни. Более того, сотрудникам коллекторских агентств запрещено использовать в своем лексиконе слова "долг" и "должник", так как подобного рода обращения ущемляют достоинство граждан. Словом, в Америке запрещены все те инструментарии, которыми активно пользуются российские сборщики долгов.

Незаконный характер деятельности некоторых коллекторских агентств в России отмечала и Генпрокуратура, и Роспотребнадзор. Прокуратура, в частности, проводила проверки, по итогам которых возбуждались уголовные дела по фактам вымогательства денежных средств у населения под угрозой насилия. Привлекались коллекторские агентства и по административным статьям – за незаконное разглашение персональных данных, за использование в названиях своих организаций наименования органов государственной власти (например, "частный судебный пристав"), что умышленно вводит граждан в заблуждение относительно их статуса.

И это далеко не полный список нарушений и претензий к работе российских коллекторов, применяющих в своей деятельности и угрозы, и прямой шантаж. При этом коллекторы не считают нужным разбираться в нюансах дела заказчика, что и создает предпосылки для определенного рода мошеннических операций, когда из людей выбивают несуществующие долги.

Разговоры о том, что российский рынок коллекторских агентств требует специальной законодательной регламентации, ведутся уже давно. Со своими предложениями на этот счет выступал и Роспотребнадзор, и Минэкономразвития. В частности, в 2010 году МЭР сообщило о начале разработки проекта федерального закона "О коллекторской деятельности", обеспечивающего защиту прав и интересов должника (физического лица) при осуществлении коллекторской деятельности. В 2011 году министерство обнародовало проект закона "О деятельности по взысканию просроченной задолженности", регламентирующий порядок работы коллекторов. В нем запрещалось звонить должнику по ночам, ограничивалось число напоминаний ему о задолженности и т.д.

Однако до последнего времени всё это оставалось на стадии идеи. Возможно, сейчас дело сдвинется с мертвой точки. В апреле этого года в первом чтении Госдумой был принят законопроект "О потребительском кредитовании", устранивший ряд правовых коллизий и чётко расписавший права и обязанности заемщиков и кредиторов.

Действительно, по большому счёту, в растущем кризисе неплатежей по кредитам виноваты банки, не только расширяющие список кредитных продуктов и снижающие требования к заемщикам, но и активно заманивающие потенциальных клиентов "ну очень выгодными предложениями". О том, что дьявол кроется в деталях, то есть в очень мелком шрифте рекламного продукта, а то и в завуалированных условиях самого договора, скрывающего неприятные неожиданности, заемщик узнает зачастую постфактум.

Данный законопроект исключает возможность введения потребителя в заблуждение, обязывая кредитные организации предоставлять потенциальному заемщику исчерпывающую информацию об условиях кредитования. Законодательно закрепляется норма о запрете банкам взимать с потребителей комиссии за выдачу кредита и обслуживание банковского счета.

Защищает новый законопроект заемщиков и в плане размера различного рода штрафов за неисполнение условий договора, общий объем которых не сможет превышать двух третей средней процентной ставки годовых по договору. Заемщик сможет отказаться от получения кредита, а также погасить его досрочно без уплаты каких-либо штрафов.

Однако в проекте закона не обошлось и без ложки дёгтя. В частности, банки сохранили за собой право навязывать заемщику некоторые дополнительные услуги. Такие, например, как обязательное страхование. Кредитор может осуществлять уступку прав требований по договору кредита любым третьим лицам только при условии, если это право было согласовано при заключении договора. Этот пункт станет обязательным элементом при составлении кредитного договора, так что потенциальному заёмщику, скорее всего, придётся с ним согласиться. Таким образом, если до сего момента потребитель при желании мог обжаловать действия банков по передаче долгов коллекторам, то теперь эта возможность для него исключена в принципе.

Но если мы соглашаемся с тем, что банкам необходимо защищать свои деньги, то вопрос о статусе и методах работы коллекторских агентств становится, по сути, самым важным. Ко второму чтению законопроекта Минэкономразвития подготовило поправки, которые могут серьёзно ужесточить санкции для банков, нарушающих права заемщиков при взыскании долгов. Так, допустивший просрочку платежей заемщик, столкнувшись с не в меру агрессивным служащим банка или коллекторского агентства, может потребовать прекратить "непосредственное взаимодействие" с ним, оставив в распоряжении взыскателя возможность связываться посредством почты или

sms-сообщений, да и то не более двух раз в сутки в дневное время.

В случае нарушения правил работы с населением по просроченным кредитам "выбивателей долгов" будут наказывать рублём: должностные лица заплатят от 5 до 10 тысяч рублей, руководители – от 10 до 20 тысяч, юридические лица – до 100 тысяч рублей. Если же и штрафы не помогут, то нарушителям грозит административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Разумеется, это предложение вызвало ряд критических замечаний со стороны банковского сообщества. Дескать, это приговор банкирам, которые теперь станут абсолютно беззащитны перед потенциально неплатежеспособными или же недобросовестными клиентами. Но вряд ли банкиры в данном случае вызовут к себе сочувствие. Ведь на самом деле их убытки не столь значительны, как это пытаются представить кредиторы. Все эти просрочки с лихвой погашаются общим объемом предоставляемых кредитов, причем, с немалыми процентными ставками, которые в ряде случаев достигают 30 % годовых. Так что по сути речь идет лишь о недополученной прибыли.

Потребительское кредитование было, есть и будет. Но если мы хотим развивать эту сферу услуг в цивилизованном русле, то необходимо привести в равновесие систему взаимодействия банков с населением, не предоставляя ни одной из сторон откровенного преимущества и возможностей для злоупотреблений.

Игорь КУЛАГИН
Источник: novopol.ru